Музей «Оборона и блокада Ленинграда»


Результаты голосования за период: 25.08.2017 -07.09.2017

Внимание! Выставка проектов участников конкурса на разработку Концепции планировочного и объемно-пространственного решения Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда», которая проходит в манеже Конюшенного ведомства (Конюшенная пл. д.1/наб. реки Мойки д.4.), продлена на месяц.

Выставка открыта с 11:00-19:00, вход свободный.

Проекты

«Lahdelma & Mahlamäki» (Финляндия)

Материалы | Графика
«Реквием» — это проект, символизирующий человеческое горе, задуманный для того, чтобы сохранить память о блокаде Ленинграда и донести до будущих поколений. Архитектура проекта подчинена монументальной форме спирали, «Нити Жизни», выполненной из белой эмали и позолота, возвышающейся над зданием музея. Спираль продолжается и внутри самого здания, спрятанного под насыпью. Здесь она предстает в виде монументальной лестницы, организующей выставочное пространство. Музейно-выставочный центр, спроектированный в соответствии с требованиями современного мемориального музея, обладает инновационными выставочными и исследовательскими пространствами. Спираль и фасад музея вместе образуют новый акцент и архитектурную доминанту внутри существующей городской застройки, не нарушая горизонтальную перспективу Санкт-Петербурга. Вместе с прилегающим Мемориальным парком и двумя мемориалами, раскрывающими тему личного и коллективного героизма, музей активизирует новый район в историческом центре города.

«Snøhetta» (Норвегия)

Материалы | Графика

НАВСТРЕЧУ СВЕТУ

 

Snøhetta’s proposal for the museum for the Siege and Defence of Leningrad aims to reintroduce an abstract urban scale to the existing parklands on the river Neva.

Rather than concentrating all the museum’s functions into a single volume, we propose to break the massing down, splitting the museum and its associated functions into a series of monumental fragments within the site boundaries.

This formal composition introduces a more compact, vertical scale to the park, the feeling of a city appropriate for the story of the Siege — abstract and distant, yet instantly recognisable as urban.

The park is conceived as both a memorial landscape and as an open-air exhibition — a continuation of the core museum experience experienced at a completely different series of scales.

The result is architecture with an iconic, restrained, yet continuously shifting profile as visitors move around the museum volumes and the park. Here museum, memorial and park are experienced as a single, continuous whole.

 

Предложение музейно-выставочного комплекса Блокада и Оборона Ленинграда, представляемое архитектурным бюро СНОХЕТТА призвано восстановить абстрактный городской масштаб существующей парковой зоне вдоль реки Невы.

Вместо того, чтобы сконцентрировать все функции музейно-выставочного комплекса в одном здании, мы предлагаем разбить комплекс, разделив музей и связанные с ним функции на ряд монументальных фрагментов в пределах границ участка.

Эта формальная композиция вводит более компактный, вертикальный масштаб в парк, создавая урбанистические ассоциациии, напоминающие о городе в истории Блокады — абстрактное и отдаленное, однако мгновенно узнаваемое как нечто городское.

Парк задуман и как мемориальный ландшафт и как музейная экспозиция под открытым небом — продолжение серьезного музейного опыта, накопленного музеями совсем других масштабов.

Результатом является архитектура с символически сдержанным, но постоянно меняющимся профилем по мере того как посетители перемещаются по помещениям музея и территории парка. В данном предложении музей, мемориал и парк воспринимаются как единое, непрерывное целое.

«Архитектурная мастерская Мамошина» (Санкт-Петербург)

Материалы | Графика

НЕПРИСТУПНАЯ КРЕПОСТЬ

Суть работы — сакрально-пространственное осмысление гуманитарной катастрофы «удушения голодом» (только 2% людей погибло от бомбежек, остальные  от голода) и героической стойкости защитников Ленинграда через традиции петербургской архитектуры и метафору крепости, окруженную рвами-каналами. Генплан участка решен в виде карты Памяти — Календарной карты Блокады с обозначением семи попыток прорыва, мемориальных зон районов города, а также событий и сфер его жизни. На участке предполагается монумент-указатель на Дорогу жизни.

В основе тридцатиосевой планировочной структуры здания — десятиконечная звезда (ордена Александра Невского, Победы). Колоннада, обрамляющая музей, символизирует 29 месяцев блокадного голода и борьбы. Стены – это «говорящие фасады»«скрижали Блокады»: 872 оконных кессона соответствуют количеству пережитых дней, недели обозначены 124-мя «замкóвыми» камнями. Максимальная высота основного объема здания – 20 метров, 5 уровней — 2 подземных и 3 надземных. Мемориальная зона комплекса является композиционным центром и состоит из зала Памяти с метрономом-обелиском, мемориального Пандуса и стены Памяти. Информация о 100 погибших  собирается в капсуле, которая вставляется в ячейку колумбария (стену Памяти) для идентификации более полутора миллионов человек.

Мемориалы вокруг музея — это место, где каждый может прикоснуться к конкретной дате истории семьи (колонна в колоннаде), месту (район города), к сфере жизни блокадного города (наука, медицина, культура, образование,  промышленность, радио, продовольствие, гражданская оборона). Музей — центр изучения и развития истории Блокады, где можно сделать запрос о судьбе родственников-блокадников, предоставить информацию для единой базы – Института Памяти. Предполагается оказание информационно-социальной помощи ныне живущим блокадникам.

 

«Архитектурная мастерская Романова» (Санкт-Петербург)

Материалы | Графика

Здание музея – архитектурная скульптура, посвященная героической обороне и блокаде Ленинграда.

Композиция из простых геометрических объемов здания – образ сражающегося города в кольце блокады. Их «сакральные», супрематические   формы – символ стойкости и несокрушимости защитников города.

Три главные планировочные оси – по главному входу в Музей, по мемориальной зоне «Прорыв» к обелиску «Победа» по зоне «Приемов» и мероприятий историко-мемориального характера – пронизывают здание музея и сходятся в геометрическом центре мемориального аванзала – двора.

Памятный аванзал под открытым небом в центре здания – олицетворение городского дворового пространства. Его геометрический центр – 900 гильз – свечей в окружении символических теней погибших ленинградцев и защитников города.

Размещение основных объемов музея на земляном возвышении напоминают оборонительное фортификационное сооружение типа «Форты». В то же время этот прием позволяет использовать в функциональном отношении подземное пространство.

Основа формирования экспозиции музея — внутреннее коммуникационное кольцо, представляющее собой  восходящую пешеходную спираль-пандус, пронизывающую пространства кубических объемов залов. Экспозиция строится по хронологическому принципу вдоль кольца-спирали  – 1941, 1942, 1943, 1944 года  и символизирует  путь к Победе и Миру.

Цвет отделки фасадов музея совпадает с цветом отделки павильонов Пискаревского мемориала и должен, несмотря на трагедию, вызывать оптимистическое чувство достижения Победы и Мира.

Идея  прорыва блокады развивается вдоль одной из трех главных планировочных осей композиции от внутреннего мемориального двора к геометрическому центру парковой зоны — обелиску Победы. Она подчеркивается ландшафтными  элементами, перетекающими  в мемориальный парк с экспозицией военной техники под открытым небом. Обелиск Победы  решен как световой луч и салют торжества Победы над Молохом войны.

«А.Лен» (Санкт-Петербург)

Материалы | Графика

Главной градостроительной задачей в концепции было создание ансамбля «Музейного Города», который должен стать новым центром притяжения для жителей и туристов. Активно интегрированный в систему парков и общественных пространств, ансамбль развивается вдоль проходящей через участок оси Гостилицы —  «Цветок Жизни», связывающей музей Блокады и Обороны Ленинграда с Музеем Воды.

При разработке проекта стояла задача создать запоминающийся образ здания, олицетворяющий светлую память о подвиге Ленинградцев и защитников города.

Перед главным входом в здание сформирована большая входная площадь. Внутренним ядром здания является атриум, начинающийся на уровне размещения основной экспозиции. Вокруг атриума организуются  объемы входной зоны, научно – исследовательского и образовательного центров, зоны официальных делегаций. Здание должно стать музеем нового типа, активно использующим открытые общественные пространства, в том числе на кровле, как место размещения экспозиции. С кровли и амфитеатра  открываются виды на водное пространство реки Невы, панораму города, ансамбль Смольного монастыря и мемориальную площадь с монументом памяти погибшим.

«Проектный институт Арена» (Москва)

Материалы | Графика

Здание Музея интерпретируется  в виде пространственной композиции из трёх отдельных  объектов: прямой линии променада, круглой стены — галереи и прямоугольного здания музея. Четвертым является скрытый в здании главный компонент комплекса – мемориальный зал.

Все три части комплекса объединяет пространство площади. Площадь – буферная зона, пауза между сегодняшним миром и миром памяти, которому посвящён мемориально-музейный ансамбль.

Проектом предлагается система простых  аллегорических отношений. Променад олицетворяет линию Фронта, стена – Оборону, прямоугольный блок музея – Город, объём мемориального зала – Блокаду.

В функциональном отношении все компоненты имеют определённое назначение:  променад – визуальная и шумовая защита мемориального «поля» от аффектов города, стена – видовой обзорный и познавательный маршрут, корпус музея – выставочные, фондовые и институционные пространства, мемориальный зал – пространство аудио-видео медитации и культа Памяти.

Проектом выбран язык простых геометрических форм и ландшафта. Главное сооружение, которое напоминает Кольцо блокады, охватившее прямоугольный объём Города, размещено на обширной площади. Площадь окаймлена парком, скрывающим автостоянки, и длинным, вытянутым вдоль воды шумозащитным валом, по которому проложен пешеходный путь, соединённый с набережной. Площадь- пространство тишины, необходимая пауза перед входом в музей. Монументальное бетонное Кольцо формирует облик музея, его лицо, обращённое к городу и видимое с больших расстояний. Вдоль Кольца в уровне земли экспозиция о каждом дне блокады, а по верху Кольца идёт галерея, с которой открывается топография событий. Дворы с открытой экспозицией окружают облицованный стеклом объём с основными помещениями музея. На первом уровне находятся входная зона, выставочный и зрительные залы, на втором- постоянная экспозиция, на третьем- зона приёмов, библиотека и образовательный центр, на четвёртом-помещения сотрудников. Подземный уровеньчью занят фондохранилищам, техническими и служебными помещениями и лишь частично отведён для посетителей. Пространственным и смысловым центром музейного Прямоугольника и комплекса в целом является многосветный Мемориальный зал.

«Земцов, Кондиайн и партнеры» (Санкт-Петербург)

Материалы | Графика

Основа архитектурной композиции – динамическое взаимодействие двух главных объемов. Пологий холм, постепенно спускающийся к набережной Невы, кольцом охватывает музейное здание, мощный объем которого прорывает это блокирующее окружение.

Символика трагедии жителей блокадного Ленинграда и неимоверных усилий его защитников для победы над страшным врагом легко прочитывается во взаимодействии архитектурных масс.

За прошедшие десятилетия сложились устойчивые символы, связанные с Ленинградской блокадой. В первую очередь – это кольцо, «кольцо блокады». Видимо, эти два слова связаны с нашим городом навсегда. Не случайно, в памятнике защитникам Ленинграда на Средней рогатке, возведенном в 1974 г., монументальное разорванное кольцо – основной элемент композиции. Преемственность в использовании образа кольца в архитектуре музея блокады и обороны Ленинграда представляется вполне уместной.

Планировочная структура музея подчинена задаче соблюдения тематико-хронологического принципа развития экспозиции и необходимости создания интерьера, архитектурные качества которого усиливают эмоциональность восприятия.

Преодолевая почти неощутимый уклон непрерывной ленты единого музейного пространства, распластанного под тяжестью нависающих плит покрытия, посетитель сможет почувствовать мучительную длительность блокадного времени, голода, бомбардировок, постоянных обстрелов.

«Thomas Herzog Architekten» (Германия)

Материалы | Графика

Our interpretation of the task results in two very different, architecturally relevant focuses («from despair to hope”).

The Memorial Museum will be accommodated by a huge subterranean cylinder, which symbolizes the horror and despair given by the exhibits of the museum. A large grave-mound is formed around the cylinder which houses the standing exhibition on the siege without daylight and by its permanent presence embraces and defines the museum.

On the top of the cylinder the new Exhibition Center will be erected. This part of the architecture represents hope and confidence by giving space for the life and activities of the people of today. Upwards the surfaces of the floor plans grow as a result of the conical shape of the building. The form opens up to the sky.

The area closest to the building is tightly paved with pebbles to remember the high number of victims. Concentric earth waves seem to flow away from it.

The tumulus together with the surrounding LandArt will form the Memorial.

Наша интерпретация задачи конкурса обусловлена двумя различными архитектурными направлениями (от отчаяния к надежде). В подземной части, в большом цилиндре, расположен сам мемориал, показывающий, какие испытания прошли жители во время блокады. Вокруг цилиндра, в котором расположена зона постоянной экспозиции без естественного освещения, образуется земляной вал, символизирующий курган, окружающий и опаясывающий музей. На поверхности цилиндра будет возведен выставочный центр. Эта часть здания призвана символизировать надежду и уверенность в завтрашнем дне, поддерживать современный стиль жизни сегодняшнего поколения. За счет своей конической формы каждый этаж по площади больше предыдущего. Форма как бы раскрывается к небу. Площадь, наиболее близкая к зданию, плотно вымощена галькой, символизирующей невообразимо большое количество жертв. Создается впечатление, что от здания расходятсяконцентрические земляные «волны». 

Курган и прилегающий ландшафтный дизайн формируются в Мемориал.

«Студия 44» (Санкт-Петербург)

Материалы | Графика
Музейный комплекс имеет вид пологой возвышенности диаметром 164 м и высотой 18 м. Нижний пояс этого холма – ступенчатый, что обращает его в инверсию античного театра, где декорацией и главным действующим лицом выступает город. Вершина холма переосмысливает архетип священной рощи: здесь из земли прорастает скульптурная группа объемов – Дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем – но выстоявшие.

Студия 44 предлагает создать некую матрицу состояний и переживаний, позволяющую увидеть войну глазами блокадного жителя. Эта сверхзадача нашла свое отражение в организации музейного пространства. Главный зал опоясывает мультмедийная стена «872 дня блокады», в ней устроены входы в выступающие за контур холма тематические блоки музея. Часть прорезающих холм «домов» вмещает художественные инсталляции с сильным эмоциональным воздействием (Голод, Холод, Огонь и Скорбь), другая подробно раскрывает темы:  Производство, Жизнеобеспечение, Наука и Культура в блокадном Ленинграде.

Информационная брошюра о конкурсе / Brochure about

Комитет по градостроительству и архитектуре информирует о проведении международного архитектурно-градостроительного конкурса на концепцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда»

Организатор конкурса: Комитет по градостроительству и архитектуре.
Заказчик конкурса: акционерное общество «Центр выставочных и музейных проектов».
Предполагаемый адрес размещения комплекса: Санкт-Петербург, Смольная набережная, территория на стрелке Невы западнее Смольного монастыря.
Время проведения конкурса: май – сентябрь 2017 года.
 

Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» посвящен личному подвигу и трагедии жителей блокадного Ленинграда – самой драматической странице в истории II Мировой войны, самой длительной блокады города в истории мировых войн, а также подвигу защитников города – выдающейся страницы в истории нашей Родины.

Целью проекта является создание в Санкт-Петербурге музея нового типа, объединяющего постоянную экспозицию и пространства для временных выставок, «Институт Памяти» (научно-исследовательский центр), мемориал, архив
и библиотеку, фондохранилище и др. помещения, оснащенные современными мультимедийными средствами внутри музейного здания с общественными пространствами парка и экспозицией под открытым небом на окружающей территории.

Миссия нового музейно-выставочного комплекса – формирование научного знания о Великой Отечественной войне, обороне и блокаде Ленинграда, увековечивание памяти участников обороны и блокады Ленинграда
и информирование о трагедии войны, побуждение к размышлению
над нравственными вопросами, поднятыми в связи с событиями Великой Отечественной войны, на примере истории обороны и блокады Ленинграда.
 
Решение о проведении закрытого международного конкурса на разработку концепции планировочного и объемно-пространственного решения музейно-выставочного комплекса вызвано необходимостью получения здания-образа, которое своими пространственными, архитектурными характеристиками станет частью уникального Петербургского ландшафта, сумеет выразить идею стойкости и мужества людей, единства жителей и города.
 
Цель проведения Конкурса – получение лучшей идеи достижения образа средствами архитектуры и современных технологий музейного дела, с применением света, интерактивных экспозиций, 3D инсталляций, которые дополнят выразительное пространство необходимыми эффектами и информацией.
 
Территория конкурсного проектирования

Территория размещения нового музейно-выставочного комплекса находится
в историческом центре Санкт-Петербурга на стрелке Невы на Смольной набережной в непосредственной близости от ансамблей Смольного монастыря
и Таврического дворца. Участок, площадью 1,73 га, выделенный городом для строительства музейно-выставочного комплекса, расположен внутри петли левобережной развязки будущего Орловского тоннеля, который свяжет правый
и левый берега Невы.  
 
В «шорт-лист» конкурса вошли:

— «Студия 44» (Санкт-Петербург);
— «Архитектурная мастерская Мамошина» (Санкт-Петербург);
— «Земцов, Кондиайн и партнеры» (Санкт-Петербург);
— «А.Лен» (Санкт-Петербург);
— «Архитектурная мастерская Романова» (Санкт-Петербург);
— «Проектный институт Арена» (Москва);
— «Snøhetta» (Норвегия);
— «Thomas Herzog Architekten» (Германия);
— «Lahdelma & Mahlamäki» (Финляндия) и «Ralph Appelbaum Associates» (RAA) (США).

 

Рейтинг голосования Жюри конкурса:

 

 

 

№№ Вопрос /Question Ответ/Answer
1 Согласно условиям конкурса предоставляется макет в масштабе 1:500.

Не могли бы вы предоставить карту, показывающую точную область, которую должен охватывать макет?

According the competition brief scale model in scale 1:500 has to be delivered. What is the exact area from which the model should cover? Could you deliver the map showing the exact area which scale model should cover? Are you going to install the scale model to some bigger area scale model?

Макет необходимо предоставить одновременно с графическими материалами или можно позже?

Is the time for delivering the model the same as drawing material or could it be delayed?

 

 

 

Границы макета представлены на схеме. Общей подосновы не будет.

Масштаб 1:500

Размер 1,3м на 0,85 м.

The boundaries of the model are shown at the plan.

Scale 1:500.

The size is 1,3m x 0,85m

Дата предоставления макета — 15 августа, на неделю позже основной подачи.

The time for delivering the model is August 15, a week later then the date of the delivering the competition entries.

Схема для макета

eng version

2 Не могли бы вы точно определить, какие конструкции разрешены за пределами земельного участка музея, но в рамках территории конкурсного проектирования. Или это просто парк с деревьями?

Could you define precisely what kind of structures are allowed outside the land plot of the museum but inside the framework of the competition in any. Or is it meant to be only park with some trees maybe?

 

За границами земельного участка музея могут быть временные сооружения, не требующие устройства фундаментов и площадки для экспозиции под открытым небом.

 

There could be envisage the exposure areas and temporary structures which do not required the basements for the museum exhibition on the open air organizing.

3 Какое количество парковочных мест планируется для нужд музея? Они должны быть внутри здания или могут быть снаружи? В границах какой территории они должны располагаться: внутри синей границы или внутри оранжевой? Аналогичный вопрос относительно стоянки велосипедов.

What is the amount of parking places intended for museum use. Should they be covered or can they be external? In what area they are allowed to be, inside the blue line or inside the orange line in the map?

 

Внутри оранжевой границы открытые для экскурсионных автобусов.

Внутри синей границы ‑ открытые для сотрудников музея, внутри красной (пятно застройки музея) — подземные.

Расчет производится в соответствии с приложением.

Количество парковочных мест

Inside the orange line it could be open parking for the excursion buses.

Inside the blue line it could be open car and bicycle parking.

Inside the red line (the plot for the museum construction) it could be underground parking.

Calculation of the amount of parking places is in attachment 

Number of parking places

 

4 Необходимо дополнить материалы по Орловскому тоннелю: то, что сейчас предоставлено в составе исходных данных  показывает только трассу тоннеля в целом, но не дает информации, какая часть проходит под землей, а какая выходит на поверхность. Эта информация существенна для проекта музея и должна быть доступна для участников конкурса. Покажите, пожалуйста, эти два аспекта на одной карте.

Could you show in map more info of Orlovsky Tunnel: Current map shows the general route but not which parts of tunnel are underground and which parts are above ground. This information will have naturally big influence to the design of the museum and should be available for competitors.

Please show these two things approximately in some map drawing.

Схема тоннель

eng version

5 C какой стороны видится главная входная зона; какую улицу принимать за проектную: Орловскую или Пролетарской диктатуры?

What side is proposed for the main entrance?

What street is considered as a ‘design’ one: Orlovskaya street or Proletarskaya Dictatura street

 

Главный вход в соответствии с проектным решением. За проектную принимать ул. Пролетарской диктатуры

Main entrance layout is regarding your design proposal

The street which is considered as a ‘design’ is Proletarskaya Dictatura one.

6. Уточните масштабы подачи.

Scale for the entries final presentation

Развертки левого берега Невы в границах, указанных на схеме: Масштаб 1:400;

Планы всех уровней в масштабе не мельче 1:400;

Разрезы: Масштаб 1:200 — 1:400.

Главный фасад: Масштаб 1:100

Остальные фасадыМасштаб 1:200, 1:400

 

Neva façade overview in the borders that are shown on the plan; Scale 1:400;

Plans of all levels scale no less than 1:400;

Sections: Scale 1:200 — 1:400;

The main façade in scale 1:100

Façades: Scale 1:200, 1:400

 

Линия развертки

 7.  Что имеется в виду в пункте 10.2. Условий конкурса?

«Зарубежные и иногородние участники Конкурса представляют конкурсные проекты на адрес электронной почты ответственного секретаря конкурса. Ответственный секретарь конкурса должен ответить в срок не более 3 дней, привлекая, при необходимости, членов Экспертного совета».

Could you explain sentence from 10.2. “Competition participants from other cities and countries shall send their competition projects to the e-mail address of Executive Secretary of the competition shall reply within three days’time, requesting help of the Expert Panel members if necessary.” 

 Второй абзац п.10.2. Условий конкурса считать технической ошибкой.

Все участники конкурса 08.08.2017 должны предоставить электронные версии конкурсных проектов.

Paragraph 2 p.10.2. “Competition participants from other cities and countries shall send their competition projects to the e-mail address of Executive Secretary of the competition shall reply within three days’time, requesting help of the Expert Panel members if necessary.” — is a technical error.

All participants of the competition should provide digital versions of their competition projects before 08.08.2017.

 8.  В Программе конкурса указана предполагаемая площадь музея 25 000 м2. Является ли эта площадь расчетной  или это общая площадь, которая включает в себя коридоры, технические помещения и т.д.?

In competition brief the intended area of the museum is 25 000m2. Is this area the program area or gross area which includes corridors, technical spaces etc.? 

 25 000 м2 – это общая площадь музейно-выставочного комплекса, включая технические помещения и т.д.

 

25 000 sq.m. is the gross area of the Museum Centre, included technical, communications  etc. spaces.

 9.  Для подачи материалов необходимо иметь тексты на двух языках – русском и английском?
For the submission materials, is it necessary to have both Russian and English text?
Да, все тексты должны быть на русском и на английском языках.
Yes, all texts should be in English and Russian