Открытый конкурс на эскизный проект памятника П.И.Чайковскому


ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НА ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА П.И. ЧАЙКОВСКОМУ

Комитет по градостроительству и архитектуре приглашает к участию
в открытом архитектурном конкурсе на эскизный проект памятника композитору Петру Ильичу Чайковскому.

Конкурс представляет собой мероприятие в сфере художественного творчества по созданию на конкурсной основе эскизного проекта памятника композитору Петру Ильичу Чайковскому.

К участию приглашаются специалисты (архитекторы, скульпторы, дизайнеры, художники), отдельные мастера или мастерские, творческие коллективы как из России, так и из других стран.

Прием заявок: до 11 декабря 2019.

Конкурс проводится в два этапа.

I этап – разработка Эскизного предложения памятника. Выставка Эскизных предложений и подведение итогов планируется с 16 по 23 декабря 2019 года.

II этап – разработка Эскизного проекта памятника. Подведение итогов планируется 14 апреле 2020 года.

Призовой фонд Конкурса составляет 5 млн рублей.

Разработка Эскизных предложений и Эскизных проектов ведется в составе и содержании, определенном Положением о конкурсе, на основании исходных материалов, предоставленных Организатором Конкурса.

Эскизные предложения и Эскизные проекты направляются Ответственному секретарю в Комитет по градостроительству и архитектуре по адресу: Россия, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова д. 2.

Заявки участники Конкурса представляют на адрес электронной почты Ответственного секретаря: s.trufmanova@kga.gov.spb.ru.

При подготовке Эскизных предложений и Эскизных проектов участники Конкурса могут получить ответы на вопросы от Ответственного секретаря.

Ответственный секретарь отвечает на вопросы в срок не более 3 дней, привлекая, при необходимости, членов Оргкомитета и Экспертного совета.

Ответственный секретарь: Труфманова Светозара Валерьевна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2.
Тел.: (812) 417-26-59, +7(931) 326-21-83, e-mail: s.trufmanova@kga.gov.spb.ru, sv.trufmanova@gmail.com

Комитетом по градостроительству и архитектуре участникам Конкурса предоставляются следующие исходные материалы:

  • схема планировки объекта благоустройства с отображением
    на топографическом плане в масштабе 1:500;
  • фотоматериалы объекта благоустройства – территорий, земельных участков в четырех ракурсных точках с привязкой
    к сторонам света (общий вид, увеличенный фрагмент);
  • схема территории в границах проектирования с указанием ограничений режимов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных
    на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон».

Исходные материалы предоставляются участникам Конкурса после подачи заявки на участие в Конкурсе в электронном виде на электронный адрес Ответственного секретаря.

Конкурсная документация

OPEN CONTEST FOR THE DRAFT PROJECT OF THE MONUMENT TO PYOTR ILYICH TCHAIKOVSKY

The Committee of City Planning and Architecture is honored to invite You to take part in open architectural contest for the draft project of the monument to composer Pyotr Ilyich Tchaikovsky.

The contest is an art event which aim is to select the best draft project of the monument.

The contest is open, with the participation of specialists (architects, sculptors, designers, artists) – individual masters or workshops, creative teams from Russia and foreign countries.

Applications deadline is the 11th of December, 2019.

The contest is held in two stages.

The first stage is a creation of draft proposal. The Exhibition of draft proposals and results summing are held between the 16th and the 23th of December, 2019.

The second stage is a creation of draft project. Results summing are planned to be announced by the 14th of April, 2020.

The prize fund of the contest is 5,000,000.00 rubles.

The creation of draft proposals and draft projects is carried out in the composition and content defined by these Regulations, based on the source materials provided by the organizer.

Draft proposals and draft projects are handed over to the executive secretary at the Committee for City Planning and Architecture at the following address: Russia, St. Petersburg, Lomonosova sq. 2.

 

Please submit applications and make any enquires by the email address: s.trufmanova@kga.gov.spb.ru.

Executive secretary replays within 3 days.

Executive secretary: Trufmanova Svetozara Valerevna

Address: 191023, St. Petersburg, Lomonosova sq., 2.

Tel.: (812) 417-26-59, +7(931) 326-21-83

e-mail: s.trufmanova@kga.gov.spb.ru, sv.trufmanova@gmail.com

 

As part of the source materials, the participants are presented by the Committee of City Planning and Architecture:

  • layout plan of the object of improvement with the display on a topographic plan on a scale of 1: 500;
  • photographic materials of the object of improvement – territories, land plots in four foreshortened points with reference to the cardinal points (general view, enlarged fragment);
  • a diagram of the territory within the project boundaries indicating the restrictions of the regimes in accordance with the Law of St. Petersburg dated January 19, 2009 No. 820-7 «On the boundaries of the united zones of protection of cultural heritage objects located on the territory of St. Petersburg, land use regimes and requirements for urban planning regulations within the boundaries of these zones.»

 

The source materials are provided to the participants after submitting an application for participation in the contest in electronic form to the email address of the executive secretary.

Contest Regulations

 

 

I этап. Эскизные предложения

01

Изображение 1 из 98

 

II этап. Эскизные проекты
1 место. 134165 Пильникова Екатерина Леонидовна

 


Задумчивая фигура композитора выдержанна в уже классической для Петербурга полуэскизной манере, с акцентом на портрете и руках. Петр Ильич предстает перед нами, задумчиво склонив голову. Он полностью ушел в свои мысли. Словно отзвуки будущих произведений внезапно настигли его посреди пасмурного Петербурга, заставив остановиться. Пальцы его левой руки слегка подрагивают, наигрывая мелодию на невидимых клавишах. В правой руке он держит папку с партитурами, на которой угадывается фамилия композитора – Чайковский.

Данный эскизный проект учитывает назначение площади и уже имеющиеся на ней архитектурные элементы.

Силуэт постамента прост и ясен. Его форма гармонично вписывается в геометрию пространства.

Материал фигуры — бронза, цвет патины — черный. Постамент выполнен из серого полированного гранита. Цвет камня соответствует цвету гранита, которым обустроена площадь. Высота постамента с фигурой 4,80 м.

Фамилия композитора изображена его подписью, выбранной из существующих в свободном доступе вариантов и наиболее узнаваемых. Представляет собой отдельно отлитые из бронзы буквы-элементы и прикрепленные к постаменту на уровне взгляда человека соседнего роста. Цвет патины бронзы, из которой изготовлены буквы, соответствует цвету патины фигуры (черный).

Памятник композитору расположен с учетом возможности проведения на площади концертов и массовых мероприятий.

Проект памятника П.И. Чайковскому органично вписан в существующую площадь у концертного зала Мариинского театра, и учитывает сложившийся архитектурный ансамбль. Высокая фигура композитора становится доминантой и лаконично завершает организацию площади.

1 место. 250457 Гаврилов Виктор Александрович, Чернышев Виталий Викторович, Тукач Алеся Сергеевна

 

Объемно-пространственная композиция, посвященная увековечиванию памяти великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893), представляет собой радиальную структуру, состоящую из двух вертикальных плоскостей. На главной стене запечатлен объемный портретный образ и автограф композитора.

Вертикальные стены высотой 2.3 м, 4.04 м состоят из горизонтально расположенных алюминиевых пластин толщиной 10 мм с интервалом 60 мм, закрепленных на вертикальных опорах. Для усиления визуального эффекта внешний периметр контура дополнен накладной пластиной 10 мм. Благодаря этому художественному приему создается эффект исчезающего изображения, что придает композиции ощущение воздушности, легкости, эфемерности и вызывает ассоциации с вневременностью музыки великого композитора.

В развитие темы благоустройства территории, проектом предусмотрена организация 3-х — 4-х ступенчатого амфитеатра с левой и с правой стороны от центрального прохода в контексте общей радиальной композиционной структуры объекта, с общей вместимостью около двухсот посадочных мест. Это позволит проводить камерные культурно-массовые музыкальные мероприятия (Open-Air) на площади перед концертным залом.

В реализации проекта предполагается использование современных технологий гидроабразивной резки металла, свето-динамического освещения. Композиция включает в себя элементы благоустройства: гранитные скамьи со встроенным озеленением и цокольной подсветкой, высаженные пирамидальные деревья в цилиндрических контейнерах, встроенное направленное освещение.

Несущие элементы конструкции фронтальной композиции и стены амфитеатра, обращенной к улице Декабристов, представляют собой усиленные сдвоенные стойки из сатинированной нержавеющей стали толщиной 20 мм на бетонном основании. Дополнительной опорой портретного изображения является консольная конструкция с расширенной подземной частью. Несущую основу амфитеатра составляет сварная решетка из профильной трубы 50х50 мм, настил выполнен из гранитных плит, сиденья – из гнутой древесины.

Архитектурно-планировочное решение объекта обеспечивает необходимое зонирование от проезжей части, а также от стадиона НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Экономическое обоснование: 85 000 000 р.

Адрес объекта: Санкт-Петербург, ул. Писарева, д.20, лит. А.

Пояснительная записка (русс., eng)

3 место. 198176 Туний Евгений Валерьевич, Егоров Руслан Михайлович, Потапов Василий Сергеевич

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к эскизному проекту памятника композитору П.И. Чайковскому

Аннотация

Конкурсный проект включает в себя эскиз памятника П.И. Чайковскому, а также предложение по реконструкции площади, на которой планируется его установить.

Анализ территории проектирования

Очевидно, что предложение по размещению городского памятника, который должен стать новой точкой притяжения для жителей и гостей Санкт-Петербурга, невозможно рассматривать в отрыве от общего архитектурно-градостроительного решения территории.

В настоящее время главной проблемой участка, ограниченного ансамблем Концертного зала Мариинского театра, стадионом им. П.Ф. Лесгафта и жилой застройкой по ул. Декабристов, является его незаконченный, пустынный характер. Ввиду отсутствия четкой материальной границы со стадионом, а также невнятного примыкания к улице Декабристов, площадь не воспринимается как единое оформленное пространство. Достижению ее целостности способствует решение следующих задач:

— создание видимой границы с пространством стадиона;

— развитие уличного фронта вкупе с акцентировкой ее центрического характера;

Особенно важно объединить соответствующие решения тематически, задав определенный образно-смысловой сценарий для всей площади. При этом объем памятника, являясь одним из ключевых объектов, должен задавать пространственные и пропорциональные соотношения между отдельными ее элементами.

Проектное предложение

Основной идеей данного проекта является представление ансамбля площади как форума – живого общественного пространства, в котором царит творческая и одновременно торжественная атмосфера. В смысловом центре этого форума, на пьедестале, как на сцене, предстает скульптура великого композитора, обращенная главным фасадом навстречу входящим потокам зрителей. Скульптура установлена на фоне искрящегося металлического «занавеса», протянувшегося от объема Концертного зала до амфитеатра, который в свою очередь объединяет и замыкает пространство в единую композицию, а также формирует ясную взаимосвязь площади с улицей Декабристов. Таким образом геометрический центр площади, подчеркнутый ее мощением, становится главной обзорной точкой, а также местом для проведения небольших концертов под открытым небом и других культурных мероприятий такого рода (в рамках проектирования авторами рассматривался вариант установки объема памятника в центре площади – он возможен, однако на данном этапе приоритетным является расположение памятника у «занавеса»).

 Памятник П.И. Чайковскому

Композиция памятника классическая – это портретная фигура на пьедестале общей высотой 6 метров 90 см. Великий музыкант изображен в момент раздумий над одним из своих произведений. Перед зрителями предстает художник – с печатью божественного вдохновения на благородном лице. Он облачен в характерный для своего времени костюм, а фигура легко опирается на зонт-трость – присущий жителям Петербурга аксессуар.

Главный фасад памятника обращен на южную сторону площади, что способствует удобному ее освещению в дневные часы, подчеркивающему некоторые характерные черты – геометричность, острую пластику лица, фигуры и одежды композитора. Кроме того в характере скульптуры прослеживается согласованность с фасадным решением новых корпусов Концертного зала, предложенным архитектурным бюро «А.Лен».

Статую, а также бронзовые элементы пьедестала предполагается выполнить из бронзы марки БрОЦС-555 в темной патине. Гранитная часть пьедестала матовая, предполагает использование гранита из Дымовского месторождения, что позволит органично вписать памятник в контекст площади и окружающей архитектуры. Текст посвящения – «Композитору Петру Ильичу Чайковскому» спроектирован выпуклым рельефом на бронзовой вставке пьедестала и выделен позолотой. Используемый шрифт – Trajan Sans.

 Амфитеатр

Амфитеатр и примыкающие к нему декоративные элементы, спроектированные и осуществленные архитектурным бюро «АМ-ТРИ», предлагается частично реконструировать и развить, наделив качествами основного инструмента для пространственного оформления форума. В настоящий момент конфигурация площади определена двумя равнозначными фронтами: первый является границей площади с улицей Декабристов, второй – границей площади со стадионом  им. П.Ф. Лесгафта. Путем расширения амфитеатра предлагается создать два осесимметричных фронта, центральная ось каждого из которых направлена на геометрический центр площади. В первом случае создается ясная входная зона к площади и паркингу, а за счет устройства газонов и посадки низкоствольных деревьев (ива ломкая шаровидная, высотой до 5 метров) поддерживается структура улицы Декабристов. Во втором случае композиция амфитеатра становится дополнительными кулисами для памятника, а также для конструкции, речь о которой пойдет далее.

 «Занавес»

Предлагаемый вид конструкции в целом известен в мире, и представляет собой разновидность так называемого кинетического фасада, который «оживает» за счет ветра.

Основой для него является пара колонн, установленных на расстоянии 24 метров друг от друга, на границе площади и территории стадиона – на уровне второй ступени, идущей от амфитеатра. По высоте колонны увязаны с верхним уровнем декоративной лиры на главном фасаде Концертного зала (12 м), а верх занавеса чуть ниже – по уровню перекрытия переходных мостиков между корпусами Концертного зала (11,5 м). Сечение колонн 500мм позволит создать мощный каркас (с дополнительными промежуточными стальными опорами), на котором закрепляются подвижные прямоугольные алюминиевые пластины размером 20х15 см. Нижний ряд пластин располагается на высоте 1 метр от уровня мощения площади.

 Освещение

Для темного времени суток предлагается использовать существующий фонарь в юго-восточной части территории, а также установить аналогичный источник освещения в юго-западной части. Такое решение позволит эффектно выделить памятник в вечернее время.

Также предлагается использование светодиодных светильников продукции TRIF LANE в мощении площади. Аналогичное техническое решение использовалось в оформлении площади Ф.Э. Дзержинского в Санкт-Петербурге и успешно зарекомендовало себя.

В темное время суток, при условии штиля, на «Занавесе» возможна трансляция концертов или световых шоу.

Социально-экономическое обоснование

Предлагаемое проектом архитектурно-художественное решение имеет целый ряд выгодных с точки зрения экономики аспектов. Прежде всего, отсутствие надобности внесения изменений в архитектуру окружающей застройки – предлагаемый авторами вариант наоборот подчеркнет достоинства фасадов здания Концертного зала. Кроме того плюсом можно считать использование в проекте уже отработанных и прошедших проверку временем архитектурных решений: композицию амфитеатра предлагается развить из уже существующей на площади, а «занавес» является по своей сути типовой, достаточно легкой в изготовлении конструкцией.

С социальной точки зрения отметим, что яркое, технологичное, но в то же время уместное, по-петербургски сдержанное архитектурно-художественное решение данного пространства не только облагородит его, но и оживит, позволит включить эту точку во многие экскурсионные туры, усилит интерес к творчеству и личности выдающегося русского композитора П.И. Чайковского, расширит аудиторию любителей театра и музыки. Близость Новой Голландии и главной сцены Мариинского театра будут способствовать выстраиванию особого пешеходного маршрута, что в дальнейшем, возможно, сможет привести к превращению улицы Декабристов в бульвар, небольшой участок которого сохранился лишь в районе набережной реки Пряжки. Таким образом создание композиции памятника П. И. Чайковскому на площади Концертного зала Мариинского театра – правильный и значительный шаг на пути формирования комфортной городской среды, полезной и нужной для каждого человека.

Пояснительная записка (eng)

 
Альбом
 

Участник второго этапа. 456123 Лужина Анастасия Геннадьевна, Лысак Григорий Николаевич, Сабадашев Александр Николаевич

 


Памятник П.И.Чайковскому установлен на площади между домами 37 и 39 по ул. Декабристов, на пересечении центральных осей от ул. Декабристов и Концертного Зала Мариинского Театра. Для организации открытого доступа к памятнику и создания общедоступного пространства, предлагается принципиально иная схема организации площади. Схема включает в себя зонирование на аванпространство перед Концертным залом, открытое общественное пространство, трехчастный сквер а так же зону для организации лестнично-лифтовых связей с парковкой.
Архитектурно-художественное решение
Идея проекта основывается на самом образе П.И.Чайковского – одного из величайших композиторов мира, ярком представителе музыкального романтизма и одном из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившихся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни. Скульптура П.И.Чайковского -это не открыточный, фотографический образ композитора, а собирательный образ всей профессиональной и жизненной драматургии величайшего композитора с мировой славой и сложной жизненной судьбой.
Динамичная бронзовая фигура размещена на стилизованном гранитном постаменте, который материально вторит материалу мощения самой площади.
Сама площадь представляет собой максимально лаконичное, зонированное решение с элементами информационно графического декора.
Осозновая важность окружающих архитектурных объектов в формировании образа площади, было принято решение о декорировании торцов дореволюционных домов (ул. Декабристов 37 и ул. Декабристов 39) элементами со своих же фасадов. При этом фасады корпусов Концертного Зала Мариинского театра материально максимально объединить с площадью создавая ансамбль между ними.
Учитывая соседство выделенного участка со стадионом на территори НГУ им. П.Ф.Лесгафта. было принято решение отгородиться от него сквером, что благоприятно повлияет на формирование образа площади и дополнительно создаст новый центр притяжения в городской структуре данного микрорайона.
Краткие технико-экономические показатели:
Общая площадь благоустраиваемого участка:
Подиум: Гранит, 6,7 м от отметки +0.00 площади
Скульптуры: Бронза, собственная высота — 4,5 м, общая высота 10,2 м от отметки +0.00 площади

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в заводском поселке Воткинск (ныне город в Удмуртии) в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Позднее его отец стал управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директором Технологического института в Петербурге. В возрасте пяти лет Петр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера. Когда Петру было 14 лет, от холеры умерла его мать Александра Чайковская. В 1859 году Петр Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в министерство юстиции. В 1862 году за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. В мае 1866 года он оставил службу в чине надворного советника — официально ушел в отставку в 1867 году. В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Учился у Антона Рубинштейна (инструментовка), Николая Зарембы (теория композиции), прошел курс органа. В 1865 году Чайковский окончил с отличием консерваторию — диплом и серебряную медаль получил в 1870 году после утверждения этих форм в Уставе консерватории. За годы учебы в консерватории Чайковский написал квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Фридриха Шиллера «К радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Людвига Бетховена. В это же время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы Александра Островского — увертюра «Гроза». В 1866-1878 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости». В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию («Зимние грезы», 1866) и первую оперу «Воевода», которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера «Ундина» была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро»). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 годах это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. В 1870-х годах композитором были написаны Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия «Франческа да Римини» (1876) и «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» (1877). Поставлены оперы Чайковского — «Опричник» (1874) и «Кузнец Вакула» (1876), ставшая победительницей конкурса дирекции Императорского русского музыкального общества. В 1877 году, благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в шесть тысяч рублей, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III в три тысячи рублей. До 1877 года композитор жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. В 1877-1887 годах он жил в Каменке Киевской губернии у сестры, в различных имениях фон Мекк, на даче в Майданове (близ Клина). С 1880-х годов Чаковский становится известным не только в России, но и за рубежом. Он давал многочисленные концерты, совершая поездки по городам Европы. Тонкий психолог, мастер-симфонист Петр Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В этот период им были написаны оперы «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Композитор стал новатором в области балета, где ведущим компонентом балетной драматургии стала музыка. Создал балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам Чайковского принадлежат шесть симфоний, симфония «Манфред» (1885), «Итальянское каприччио» (1880), три концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93), концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества. Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 — начале 1888 года как дирижер он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижера на открытии «Карнеги-холла» в Нью-Йорке. Последний раз Петр Чайковский дирижировал в концерте Императорского русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в октябре 1893 года, где исполнил Шестую симфонию, названную им «патетической». 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года композитор скончался, заразившись холерой. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
История участка Начинается еще в XVIII веке, когда на участках №35-39 принадлежавших обер-штатмейстеру Екатерины II Л.А.Нарышкину был устроен т.н. Воксал в Нарышкином саду. Первое в столице увеселительное заведение. «Каждую среду и воскресенье давались праздники и маскарады с танцами. Здесь были свои правила. Гости могли приходить «в масках и без оных». «Танцевали, строго соблюдая приличия: кавалер не должен был обнимать девушку, руке его позволялось лишь соприкасаться с серединой её спины. В танце же с замужней женщиной можно было обвить рукой её талию. Запрещалось танцевать без перчаток, трогать руками веер, платок или букет дамы, приглашать партнершу более чем на три танца и т.п.» На открытой сцене театре давали пантомимы и зажигали фейерверки» (Пыляев). С 1830-х г.г. участком владел А.Н.Демидов, промышленник и меценат. В 1864 году антрепренер В.Н.Егарев арендовал у Демидовского работного дома, расположенного на набережной Мойки в доме №108 часть его участка, выходящую на Офицерскую улицу. Он устроил здесь «Русский семейный сад», который называли демидовым. Там за небольшие деньги развлекали небогатую публику. Он существовал с 1830 до 1918 г.г. С 1870 года характер развлечений изменился. В.Н.Егарев стал привозить из-за границы фокусников и акробатов. особенный интерес вызывали исполнительницы фривольных песенок — танцорки-канканерши. В 1882 году Егарев отказался от аренды сада и его сняла актриса и антрепренер В.А.Линская-Неметти. На месте старых построек она выстроила летний и зимний театры, зимний был каменный и выходил на Офицерскую улицу. Это было двухэтажное здание с балконом. В 1906-1909 г.г. в этом помещении располагался Драматический театр В.Ф.Комиссаржевской. Демидов сад вновь стал пользоваться бешеной популярностью в 1912 году, когда здесь открылся Луна-парк. Спонсором нового развлечения, выражаясь современным языком, выступил купец первой гильдии и почётный гражданин Ялышев, который, в общей сложности, потратил на проект парка около 500 тысяч рублей. Художником и архитектором был А. П. Вайтенс, который спроектировал и построил знаменитый вход в сад: широкие ворота с высокой аркой и ионическими колоннами. до наших дней арка не сохранилась. Сейчас на её месте находится концертная площадка Мариинского театра. Вместе с Луна-парком в саду также появился летний ресторан в «ампирном» стиле и здание театра «Летний фарс»., на сцене которого в 1913 году прошла премьера спектакля футуристов по пьесе Маяковского. Билет в парк стоил полтора-два рубля, что было недешево. Но в год его посещало до 300 тысяч людей. В парке были по проекту архитектора Б.М.Кишкина были построены два ресторана. Этот архитектор построил еще здание кинематографа в саду «Олимпия» на Московском проспекте. Был дважды арестован по 58 статье. Второй раз — в 1931 году и приговорен к 11 годам лагеря. На фотографиях ниже рестораны — зимний и летний. Неплохо, да? В Луна-парке было устроены аттракционы — «американские горки», «чертово колесо», «пьяная лестница» и много других. Пользовались они огромным успехом. Вот запись из дневника А.Блока от 4 мая 1912 года: «Я застал у мамы Бычковых, которых увез в Луна-парк, где мы катались по горам. Какая прелесть! Они ушли, а я катался до часу ночи, до закрытия кассы». Подобные «катания» он совершал почти ежедневно. На территории парка был еще один театр Б.Суровцева. 1901 год. После революции 1917 года в парке еще некоторое время работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра. Но весной 1918 года Луна-парк реквизировали и передали Коломенскому совету рабочих и солдатских депутатов. Неудивительно, что при новой власти он постепенно пришел в запустение, каменный театр обветшал. До 1930-х годов сохранялись аттракционы и ресторан, но в 1933 году ограду парка и театр разобрали и построили стадион института физкультуры. Следующий жилой дом по улице Декабристов под №39 был построен по проекту техника А.И.Рейнбольдта в 1893 году. Рядом с этим домом сейчас находится Концертный зал Мариинского театра. Он был открыт в 2006 году. На улицу Декабристов выходит главный фасад. Зал имеет также №39. Этот зал был построен на месте Декорационного магазина и зала дирекции Императорских театров, построенного архитектором В.Шретером в 1900 году. В 1917 году здание перешло в ведение Мариинского театра. Более ста лет там создавались и хранились декорации к спектаклям. В 2003 года пожар уничтожил почти все здание и то, что в нём находилось. Было решено создать на это месте Концертный зал, исторический фасад которого, выходящий на улицу Писарева сохранился. А со стороны улицы Декабристов был построен новый фасад.

Пояснительная записка (eng)

 
Альбом
 
Участник второго этапа. 765234 Анциферов Николай Николаевич, Энгельке Нестор Викторович

 

765234

Конкурсный проект памятника П.И. Чайковскому в г.Санкт-Петербурге.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 

Предлагается установить памятник русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому в Санкт-Петербурге на улице Декабристов, на площади перед концертным залом Мариинского театра. Памятник представляет собой сидящую фигуру композитора. Он запечатлён в спокойной и задумчивой позе, позе творческих раздумий. Сидящий и погружённый в свои мысли, облокотившись на спинку кресла, композитор обращён лицом к ул. Декабристов, в сторону Консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова, Мариинского театра и Театральной площади, где расположены памятники Н.А. Римскому-Корсакову и М.И. Глинке. Тем самым создаётся некая связь между существующей архитектурной средой и создаваемым памятником, создаётся цельный ансамбль. Также предлагается поддержать эту связь масштабом памятника в пространстве. Фигура в две натуральные величины / примерно также как и памятник Н.А. Римскому-Корсакову/ установлена на гранитный постамент с позолоченной надписью в виде подписи П.И.Чайковского, тем самым подчёркивая масштаб фигуры композитора. Памятник располагается на площади перед концертным залом, тем самым памятник раскрывается и со стороны улицы Декабристов, и со стороны концертного зала. Высота памятника — 5.80м. Высота постамента — 2.70м. Высота бронзовой фигуры — 3.10м. Материалы: Постамент — гранит; Фигура — бронза. Текст — врубной, золочёный.

 
Альбом
 

 

 
Конкурсная документация